Сиквел «Джуманджи» - предпоследний триумфатор 2017 года
Лидером проката стал новый голливудский фантастико-приключенческий блокбастер «Джуманджи: Зов джунглей» (WDSSPR) - продолжение кинохита 22-летней давности «Джуманджи» (1995), снятого Джо Джонстоном по одноименной книге Криса Ван Оллсбурга. Главные роли в старом фильме играли Робин Уильямс, Бонни Хант, Кирстен Данст и Брэдли Пирс, а в новом, поставленном Джейком Казданом, приняли участие Дуэйн Джонсон, Джек Блэк, Кевин Харт и Карен Гиллан. За первые четыре дня сиквел, демонстрировавшийся в 1 337 кинотеатрах, записал на свой счет 291,7 млн рублей ($4.99 млн). Напомним, что первая серия шла у нас в 1996 году и в общей сложности заработала для компании «Ист-Вест» $45 тыс. Сейчас эта сумма выглядит весьма скромно, а тогда картине ее хватило, чтобы занять четвертое место среди самых кассовых лент года. Вряд ли такой же успех ждет вторую часть, учитывая нынешний масштаб сборов, но не будем забывать, что впереди новогодние праздники и «Зов джунглей» вполне может сделать очень приличную кассу.
Со второй позиции в чарте уик-энда стартовал новый отечественный новогодний хит - комедия «Елки новые» (Bazelevs), шестой фильм (а если учесть «Елки лохматые», то седьмой) популярного праздничного киносериала, идущего с 2010 года. Компания Bazelevs (иногда - совместно с компанией «Двадцатый Век Фокс СНГ») всегда выпускала эти картины в середине или в конце декабря, и они неизменно пользовались большим успехом. Первые «Елки» (2010) собрали в общей сложности 700,9 млн рублей ($22.79 млн), «Елки-2» (2011) - 836,6 млн рублей ($26.35 млн), а «Елки-3» (2013) преодолели миллиардный рубеж - у них было 1,245 млрд рублей ($38.07 млн). Вторая серия заняла девятое место в списке лидеров проката 2011 года, а третья по итогам 2013-го завоевала уже четвертую ступеньку. «Елки 1914» (2014) слегка затормозили нараставший до того темп киносериала, собрав 703,9 млн рублей ($13.34 млн), а «спин-офф» «Елки лохматые» (2014), дебютировавший уже после праздничных каникул - в конце января 2015 года, положил на свой счет довольно скромную по «елочным» меркам сумму - 138,3 млн рублей ($2.03 млн). «Елки-5» (2016) вышли ровно год назад - 22 декабря 2016-го; при бюджете 200 млн рублей они за первые четыре дня взяли 186,6 млн рублей ($3.06 млн), а за все время проката - 778,2 млн рублей ($12.76 млн), заметно, таким образом, превзойдя «Елки 1914».
Как всегда, у свеженькой части франшизы несколько режиссеров - Жора Крыжовников, Дмитрий Киселев, Александр Карпиловский, Алексей Нужный и Александр Котт, тот же продюсер - главный российский хитмейкер Тимур Бекмамбетов, и звездный актерский ансамбль, состоящий как из ветеранов «Елок», так и из новичков (роли исполнили Иван Ургант, Сергей Светлаков, Дмитрий Нагиев, Юлия Александрова, Елена Яковлева, Валентина Мазунина, Екатерина Климова, Антон Богданов, Сергей Пускепалис, Анфиса Черных, Андрей Бурковский, Владислав Ветров, Даниил Вахрушев, Таисия Вилкова, Андрей Назимов, а закадровый голос по-прежнему принадлежит Константину Хабенскому). Бюджет «Елок новых» - 186,5 млн рублей, как будто их авторы задались целью ни в коем случае не превысить кассы предыдущей части - «Елок-5» - за первый уик-энд. И сборы очередной серии за первые четыре дня оказались примерно такими же, что и у пятых «Елок», - 182,4 млн рублей ($3.12 млн). Ну, чуть меньше. Посмотрим, каков будет финальный результат после новогодней кампании.
Триумфатор прошлой недели, фантастический блокбастер «Звездные войны: Последние джедаи» (WDSSPR), отступил на третью строчку в таблице уик-энда. За второй уик-энд 1 360 киноплощадок (столько же было неделю назад - тираж копий, как видим, не растет) принесли восьмому эпизоду популярной космической саги 127,2 млн рублей, или $2.17 млн (при внушительном спаде - 74%), и общая касса ленты достигла 715,6 млн рублей ($12.13 млн). Таким образом, «Последние джедаи» опередили по кассе «спин-офф» (фильм-ответвление) «Изгой-один: Звездные войны. Истории», год назад заработавший для того же дистрибьютора за все время проката 704,2 млн рублей ($11.45 млн). А вот за предыдущим, седьмым эпизодом «ортодоксального» киносериала, «Звездные войны: Пробуждение Силы», вышедшим два года назад, новой серии тянуться и тянуться. Ведь «Пробуждение Силы», ставшее самым кассовым хитом американского проката всех времен ($936.7 млн) и занявшее третье место в аналогичном рейтинге мирового проката ($2.068 млрд), уступив лишь «Аватару» и «Титанику», оказалось шестым в списке самых успешных фильмов за всю историю постсоветского проката: в общей сложности картина принесла компании WDSSPR 1,866 млрд рублей ($26.29 млн).
На четвертой строчке в чарте уик-энда дебютировала американская анимационная комедия «Фердинанд» (Двадцатый Век Фокс СНГ) - экранизация книги Манро (Мунро) Лифа и Роберта Лоусона «Фердинанд» («История Фердинанда») 1936 года об огромном, но очень добродушном быке. В американском прокате лента Карлоса Салданьи абсолютно не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий, но зато получила две номинации на «Золотой глобус»: за лучший анимационный фильм и лучшую песню (Home). У нас же картина, заглавную роль в которой дублировал Юрий Колокольников, шла на старте в 1 421 кинотеатре в форматах 2D и 3D и положила на свой счет 121,0 млн рублей ($2.07 млн).
Замкнула первую пятерку еще одна новая анимационная комедия, российская - «Три богатыря и принцесса Египта» (Наше кино). Ее официальный широкий старт назначен на 28 декабря, а пока очередной «героический эпос» вышел в рамках «превью» (предварительного проката) в 697 кинотеатрах. Это пятая лента анимационной студии «Мельница» и кинокомпании «СТВ» о трех богатырях и восьмая, если считать «сольные» картины о былинных витязях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. И здесь, как и в «Елках», знакомые все лица: режиссер Константин Феоктистов, поставивший и три предыдущие серии, продюсеры Сергей Сельянов и Александр Боярский, актеры, озвучившие главных героев, - Дмитрий Быковский-Ромашов, Валерий Соловьев, Олег Куликович, Сергей Маковецкий, Дмитрий Высоцкий, Елена Шульман, Екатерина Гороховская. Даже бюджет у «Принцессы Египта» точно такой же, как и у предыдущей части, - 175 млн рублей.
Кстати, напомним вкратце историю «кассового восхождения» фильмов про богатырей, которые с самого начала, с 2004 года, пользовались устойчивым и все возрастающим интересом со стороны отечественных зрителей (по крайней мере, до недавнего времени):
«Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004) Константина Бронзита: бюджет - $4 млн, сборы в России - 44,76 млн рублей ($1.73 млн);
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006) Ильи Максимова: бюджет - $4.5 млн, сборы - 100,5 млн рублей ($3.62 млн) (в отличие от других частей, эту серию «Наше кино» прокатывало не самостоятельно, а вместе с компанией «Каро Премьер»);
«Илья Муромец и Соловей Разбойник» (2007) Владимира Торопчина: бюджет - $2 млн, сборы - 239,1 млн рублей ($9.74 млн);
«Три богатыря и Шамаханская царица» (2010) Сергея Глезина: бюджет - $3 млн, сборы - 575,1 млн рублей ($19.01 млн);
«Три богатыря на дальних берегах» (2012) Константина Феоктистова: бюджет - $4 млн, сборы - 949,7 млн рублей ($31.51 млн);
«Три богатыря: Ход конем» (2014) Константина Феоктистова; бюджет - $3.5 млн; сборы - 963,0 млн рублей ($19.39 млн);
«Три богатыря и Морской царь» (2016) Константина Феоктистова; бюджет - 175 млн рублей; сборы - 802,4 млн рублей ($13.15 млн).
Кроме «Добрыни Никитича», все остальные «богатырские блокбастеры» дебютировали накануне Нового года, что обеспечивало им прекрасные сборы. Однако, как видим, «Морской царь», вышедший ровно год назад, несколько затормозил нараставший до того темп франшизы. Как же поведет себя новая часть киносериала? Результат «превью» - 19,77 млн рублей ($338 тыс.) - пока не позволяет делать каких-либо выводов о конечной судьбе ленты, но назвать его впечатляющим, увы, нельзя. Впрочем, опять же, повторимся, все решат грядущие каникулы.
Все остальные новые релизы (их еще пять) расположились за пределами Топ-10. На 13-м месте - американская молодежная мелодрама «Новизна» (Синема Престиж) с участием Николаса Холта и каталонской актрисы Лайи Косты, знакомой нашим зрителям по картине Юрия Мороза «Форт Росс: В поисках приключений» (2014). На 119 киноплощадок у ленты Дрейка Доремуса, исполнительным продюсером которой выступил сэр Ридли Скотт, пришлось 2,22 млн рублей ($38 тыс.).
Следом в таблице идет британская «черная» комедия «Вечеринка» (Russian World Vision) известного режиссера Салли Поттер, которой удалось призвать под свои знамена блестящий актерский ансамбль (Кристин Скотт-Томас, Патришия Кларксон, Бруно Ганц, Черри Джонс, Эмили Мортимер, Киллиан Мерфи и Тимоти Сполл). Короткая (1 час 11 минут) черно-белая картина, оператором которой стал наш именитый соотечественник Алексей Родионов, уже третий раз работавший с Салли Поттер, получила несколько кинопризов и номинаций. Среди них - один из специальных призов Берлинского кинофестиваля этого года, где «Вечеринка» участвовала в основном конкурсе. В 78 кинотеатрах фильм заработал на старте 1,90 млн рублей ($32 тыс.).
Тремя строчками ниже обосновался очередной, 65-й выпуск анимационного сборника «Мульт в кино» под названием «Новогодний!» (MVK). Появившись на экранах в субботу 23 декабря, он за два дня собрал в 452 кинотеатрах 1,08 млн рублей ($18 тыс.). На 23-й позиции - британский фильм-концерт «Ханс Циммер: Концерт в Праге» (Невафильм Emotion), отобразивший живое выступление с оркестром знаменитого голливудского кинокомпозитора, обладателя «Оскара» Ханса Циммера. Лента демонстрировалась с пятницы 22 декабря, и на 36 киноплощадок у нее пришлось 357 тыс. рублей ($6 тыс.). Еще одна британская картина (их среди релизов недели целых три) - драма «Отступник» (АКМ) - удовольствовалась 43-м местом. Фильм братьев Людвига и Пола Шаммазянов снят по мотивам их же короткометражки 2008 года «Отступник 12:20», удостоенной призов на нескольких кинофестивалях; главную роль там играл Крэйг Конуэй, а в полнометражном варианте центральный образ достался голливудской кинозвезде Орландо Блуму. В шести кинотеатрах «Отступник» положил на свой счет 48 тыс. рублей ($821).
Михаил Полежаев
«Кинобизнес сегодня»