Старт года в точных цифрах
Год назад триумфатором проката была отечественная военная драма-боевик «Т-34» (Централ Партнершип), и теперь абсолютным лидером стала картина наших кинематографистов - комедия Клима Шипенко «Холоп», выпущенная тем же дистрибьютором. Захватив пальму первенства еще в конце минувшего года, «Холоп» никому не отдал ее и после новогодних курантов, взяв за свой второй уик-энд на 2 066 киноплощадках 875,3 млн рублей (подъем кассы - 171%). По состоянию на 5 января, сборы ленты с Милошем Биковичем достигли 1,424 млрд рублей, и она стала 14-м релизом 2019 года, преодолевшим миллиардный рубеж.
Столь же феноменального успеха, который ждал «Холопа», не смог добиться фантастический блокбастер Федора Бондарчука «Вторжение» (WDSSPR), дебютировавший на втором месте. Напомним, что это продолжение суперхита того же режиссера «Притяжение» (2017) о приземлении инопланетян в московском Чертанове, который вышел на экраны 26 января 2017 года и за первый уик-энд заработал для компании WDSSPR в 1 334 кинотеатрах 407,8 млн рублей, одержав победу в чарте проката. Лидировало «Притяжение» в течение двух недель и в общей сложности записало на свой счет 1,073 млрд рублей, замкнув десятку самых кассовых фильмов 2017 года.
Вторая серия, в которой снялись Ирина Старшенбаум, Риналь Мухаметов, Александр Петров, Олег Меньшиков, Юрий Борисов, Сергей Гармаш и Андрей Назимов, вышла сразу же после наступления Нового года, в среду 1 января, и, хотя и уступив вершину таблицы «Холопу», собрала за первый уик-энд больше, чем «Притяжение»: 1 716 киноплощадок (форматы 2D и IMAX) принесли «Вторжению» 449,6 млн рублей. Касса «Вторжения» за пять дней, включая 1 января, составила 534,6 млн рублей.
Ни один другой новый релиз в Топ-10 не попал. Основные деньги, помимо «Вторжения», продолжали делать картины, выпущенные еще в истекшем году, и, разумеется, у всех из них - за редким исключением - сборы в праздничные дни резко возросли. Так, третья позиция досталась историческому эпосу о декабристах «Союз спасения» (Двадцатый Век Фокс СНГ), опустившемуся со второй строчки. За второй уик-энд лента Андрея Кравчука заработала в 1 985 кинотеатрах (это на 34 больше, чем было в конце декабря) сумму в размере 261,1 млн рублей (подъем - 107%), и ее общая касса достигла 451,4 млн рублей. Четвертое место никому не отдала анимационная сказочная комедия «Иван Царевич и Серый Волк-4» (Наше кино), у которой за третий уик-энд на 2 120 киноплощадок пришлось 216,5 млн рублей (подъем - 150%), а за 18 дней - 374,4 млн рублей.
Как видим, первые четыре ступеньки в чарте проката оккупировали российские фильмы, нашим же лентам достались шестая и седьмая позиции, а в эти сплоченные ряды удалось вклиниться только голливудскому блокбастеру «Джуманджи: Новый уровень» (WDSSPR), поднявшемуся с шестой.строчки на пятую. Взяв в 933 кинотеатрах за свой пятый уик-энд 151,5 млн рублей (подъем - 141%), этот сиквел довел свою общую кассу до 1,136 млрд рублей и стал 15-м миллиардером, вышедшим на экраны в 2019 году (напомним, что в 2018-м миллиардеров было всего 13). Оставался главный вопрос: сможет ли «Новый уровень» дотянуться до результата своего предшественника - «Джуманджи: Зов джунглей» (2017), обеспечившего тому же дистрибьютору в общей сложности 1,449 млрд рублей. Ответ на этот вопрос мы получим несколько позже.
С пятого места на шестое опустилась комедия с Сергеем Буруновым «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел-2» (Централ Партнершип), которой 1 280 киноплощадок принесли за четвертый уик-энд 135,9 млн рублей, при наименьшем подъеме из всей десятки - 59%. Общая касса фильма за 25 дней вплотную приблизилась к миллиарду, остановившись на отметке 995,6 млн рублей. Заветный рубеж вторая серия, конечно, покорила уже на следующий день, но вот результат первой части, «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» (2018) с Александром Петровым, заработавшей для компании «Каропрокат» 1,763 млрд рублей и занявшей 15-ю ступеньку среди главных хитов 2019 года, точно останется непревзойденным.
На седьмой строчке удержалась анимационная комедия «Фиксики против кработов» (Каропрокат), собравшая за третий уик-энд в 1 846 кинотеатрах (их число увеличилось на 100 по сравнению с концом декабря) 132,2 млн рублей (подъем - 157%). После 16 дней у второй серии насчитывается 283,4 млн рублей, и она еще борется за то, чтобы догнать первую часть - «Фиксики: Большой секрет» (2017), выручившую для «Каропроката» 427,3 млн рублей.
Последние три ступеньки в Топ-10 заняли голливудские ленты. Восьмую сохранил за собой анимационный сиквел «Холодное сердце-2» (WDSSPR), завоевавший шестую строчку среди лидеров проката 2019 года. Собрав за свой шестой уик-энд в 688 кинотеатрах 91,01 млн рублей (подъем - 193%), второе «Холодное сердце» достигло планки 2,013 млрд рублей и стало 12-й картиной в истории нашего проката, которой покорился двухмиллиардный рубеж. Из анимационных фильмов больше этого сиквела заработали только два суперхита 2016 года: «Зверополис» (WDSSPR; 2,280 млрд рублей) и «Тайная жизнь домашних животных» (UPI; 2,138 млрд рублей). Как мы уже неоднократно говорили, новый «Король Лев», принесший компании WDSSPR 2,996 млрд рублей и ставший самым кассовым релизом 2019 года, формально относится не к анимационному кино, а к компьютерно-анимированным «игровым» ремейкам.
На предпоследнем месте в десятке оказался фантастический блокбастер «Звездные войны: Скайуокер. Восход» (WDSSPR), девятый официальный эпизод космической киносаги, у которого за третий уик-энд на 1 187 киноплощадок пришлось 88,59 млн рублей, и это единственная лента в Топ-10, испытавшая в Новый год падение сборов - на 11%. После 18 дней в активе космического эпоса Дж. Дж. Абрамса набралось 662,1 млн рублей. Эпизод IX явно отстает от предыдущих серий франшизы, но сравнить их имеет смысл уже по окончании праздников.
Замкнул десятку мюзикл «Кошки» (UPI), у которого в конце 2019 года было 112 киноплощадок, а в начале января - уже 714. Это помогло киноверсии знаменитого театрального хита Эндрю Ллойда Уэббера поднять свою кассу уик-энда на 2 721% и самой подняться с 14-й позиции на десятую, однако все же не помогло сделать большие деньги: второй уик-энд принес картине Тома Хупера 29,13 млн рублей, и ее общая касса за 12 дней едва превысила 30 млн рублей, остановившись на отметке 30,85 млн. Увы, во всем мире у «Кошек» оглушительное фиаско, и наша страна не исключение.
С Топ-10, кажется, все, так что перейдем к новым релизам. Кроме «Вторжения», их еще семь, и все они расположились на строчках с 12-й по 23-ю, почти всегда пропуская через одного старые фильмы. Выше прочих в этой группе - канадско-американская анимационная лента «Щенячий патруль: Скорей спешим на помощь» (Пионер), которая, в отличие от прочих эпизодов хорошо нам знакомого телевизионного мультсериала «Щенячий патруль», выходила в американский кинопрокат. У нас картина Чарльза И. Бастьена взяла в 324 кинотеатрах 10,93 млн рублей. Двумя ступеньками ниже обосновался еще один анимационный фильм, южнокорейский - «Красные туфельки и семь гномов» (Megogo Distribution), у которого сразу три режиссера - Хон Сун Хо, Чан Му Хюн и Ум Юн Сик. 419 киноплощадок принесли «Красным туфелькам» 7,72 млн рублей.
Продолжая тему анимации, отметим, что на 17-м месте дебютировал очередной сборник «Мульт в кино. Выпуск №110: МУЛЬТсказка продолжается!» (MVK), выпущенный по традиции в субботу 4 января и за два дня собравший в 569 кинотеатрах 1,53 млн рублей. Однако строчкой выше него идет франко-бельгийская комедийная мелодрама Седрика Клапиша «Он и она» (Capella Film) с Франсуа Сивилем и Аной Жирардо, положившая в свою копилку на 92 киноплощадках 3,45 млн рублей.
Еще три новые европейские ленты заняли 19-ю, 21-ю и 23-ю позиции (все они демонстрировались в ограниченном прокате). На 19-й - итальянская комедия 2018 года «Спрячь бабушку в холодильнике» (ПилотКино) режиссеров Джанкарло Фонтаны и Джузеппе Стази. Картина с участием Фабио Де Луиджи, Мириам Леоне и Барбары Буше, удостоенная нескольких номинаций на различные кинопремии, вышла у нас 1 января, в среду, и за пять дней собрала в 32 кинотеатрах 1,36 млн рублей, из которых на уик-энд пришлось 1,20 млн. Двумя ступеньками ниже - франко-бельгийская романтическая комедия «Нотр-Дам» (Пионер), режиссером и исполнительницей главной роли в которой выступила Валери Донзелли (44 киноплощадки, 851 тыс. рублей). Ну и с 23-го места начала свой путь в таблице немецкая драма «Тридцать» (Cineticle Films), в минувшем году участвовавшая в основной конкурсной программе Сахалинского международного кинофестиваля. В 17 кинотеатрах фильм Симоны Костовой, в котором снялись Хеннер Борхерс и Эвюндж Гювенисик, положил на свой счет 502 тыс. рублей.
Михаил Полежаев
«Кинобизнес сегодня»