«Тор»-миллиардер и третий подряд миллиардный уик-энд
Триумфатором проката стал голливудский кинокомикс «Тор: Рагнарёк» (WDSSPR), который благодаря переходу из формата «превью» (предварительный прокат на 160 киноплощадках) в формат широкого проката (1 470 киноплощадок) вышел на «оперативный простор» и поднялся со второго места в чарте уик-энда на позицию лидера. Второй уик-энд принес ленте студий Walt Disney и Marvel с Крисом Хемсуортом в главной роли 435,1 млн рублей, или $7.34 млн (при подъеме кассы на 89%), и ее общий сборы за 11 дней достигли 1,033 млрд рублей. Таким образом, третий «Тор» оставил по кассе далеко позади первого «Тора», который в 2011 году заработал для компании «Централ Партнершип» в общей сложности 454,9 млн рублей ($16.55 млн), и ему нужно еще совсем немного, чтобы обогнать и сиквел «Тор-2: Царство тьмы» (2013), дистрибьютором которого была уже компания WDSSPR и который положил на свой счет 1,164 млрд рублей ($36.38 млн).
Вторая часть киносериала, «Тор-2: Царство тьмы», заняла пятое место среди самых кассовых релизов 2013 года, а вот триквел, ставший девятым миллиардером 2017-го, ворвался в десятку самых успешных хитов года и занял в ней предпоследнюю ступеньку. Он вытеснил из Топ-10 другой кинокомикс Marvel, выпущенный той же компанией WDSSPR, - «Человек-паук: Возвращение домой», в копилке которого - 983,7 млн рублей ($16.33 млн), но уступает пока всем остальным миллиардерам 2017 года. В десятке лидеров года остается лишь один фильм, которому не покорился миллиардный рубеж, - фантастический боевик «Кредо убийцы» (Двадцатый Век Фокс СНГ) с результатом 993,3 млн рублей ($16.37 млн), однако и он впоследствии может ее покинуть. Напомним, что в 2015 году блокбастеров-миллиардеров было 11, а в 2016-м - 14. Нынешний год пока отстает, но, как говорится, еще не вечер!
На втором месте в чарте уик-энда дебютировал детектив производства США и Мальты «Убийство в Восточном экспрессе» (Двадцатый Век Фокс СНГ) - экранизация знаменитого одноименного романа королевы детектива Агаты Кристи, осуществленная одним из ведущих британских актеров и режиссеров Кеннетом Браной, между прочим, постановщиком первого «Тора». Зрители со стажем, конечно, помнят классическую киноверсию романа Кристи, снятую в 1974 году в Великобритании мастером американского кино Сидни Люметом и ставшую хитов советского проката. Старая картина отличалась звездным актерским ансамблем; Ингрид Бергман тогда достался «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, Альберт Финни, сыгравший Эркюля Пуаро, получил номинацию на эту награду за лучшую мужскую роль, а вообще лента выдвигалась на «Оскар» в шести категориях. Об «оскаровских» перспективах новой экранизации говорить пока рано, но вот великолепным составом исполнителей она тоже может похвастать: сам Кеннет Брана в роли легендарного сыщика Эркюля Пуаро, а также Джонни Депп, Мишель Пфайффер, Пенелопа Крус, Джуди Денч, Уиллем Дэфо, Дэйзи Ридли, Джош Гэд, Дерек Джейкоби, Марван Кензари, Оливия Колман, Мануэль Гарсия-Рульфо, Люси Бойнтон, Миранда Рэйсон, Адам Гарсия и украинский балетный танцовщик Сергей Полунин. Старт нового «Убийства...», продюсером которого стал сэр Ридли Скотт, оказался очень хорошим: 362,2 млн рублей ($6.11 млн) в 1 135 кинотеатрах.
Интересно, что неделю назад, 2 ноября, на экраны вышел фильм по другому роману Агаты Кристи - британский «Скрюченный домишко» (Capella Film) француза Жиля Паке-Бреннера, и в нем тоже отличная актерская команда (Гленн Клоуз, Теренс Стэмп, Макс Айронс, Кристина Хендрикс, Джиллиан Андерсон, Стефани Мартини, Аманда Эббингтон, Джулиан Сэндз, Роджер Эштон-Гриффитс). Однако касса у «Скрюченного домишка» неизмеримо скромнее: за 11 дней ему удалось собрать в 90 кинотеатрах 8,23 млн рублей ($141 тыс.).
На третью позицию опустилась победительница предыдущих двух недель, самая громкая сенсация осеннего проката - отечественная сказочная комедия «Последний богатырь» (WDSSPR), которой четвертый уик-энд принес в 1 321 кинотеатре 150,1 млн рублей, или $2.53 млн (при весьма ощутимом спаде - 71%). Общая касса кинохита Дмитрия Дьяченко за 25 дней выросла до 1,520 млн рублей ($26.21 млн), однако, несмотря на недельную прибавку в 300 млн рублей, картина так и осталась на шестой ступеньке в таблице лидеров проката 2017 года. Впрочем, уже к концу следующего уик-энда она должна опередить своих ближайших соседей и подняться на несколько строчек.
Что же касается положения «Последнего богатыря» в списке самых кассовых российских фильмов всех времен, то тут у него очевидный прогресс. Лента с Виктором Хориняком поднялась на третье место в этом рейтинге, уступая сейчас лишь «Сталинграду» (2013), заработавшему для той же компании WDSSPR 1,669 млрд рублей ($51.76 млн), и «Викингу» (2016), обеспечившему компании «Централ Партнершип» 1,534 млрд рублей ($25.36 млн). Ясно, что «Викингу» придется потесниться, а вот устоит ли кассовый рекорд «Сталинграда», будет понятно через неделю-другую.
Если же говорить о статусе «Последнего богатыря» в таблице самых успешных хитов постсоветского проката, включающей и зарубежные ленты, то здесь он пока держится 24-м, однако в ближайшее время должен переместиться значительно выше.
Но вернемся к чарту уик-энда. С третьей строчки опустилась на четвертую российская анимационная комедия «Фиксики: Большой секрет» (Каропрокат), взявшая за третий уик-энд в 1 368 кинотеатрах 60,56 млн рублей, или $1.02 млн (спад - 69%), и увеличившая свои общие сборы до 386,2 млн рублей ($6.63 млн). Замкнула первую пятерку, потеряв одну позицию, еще одна лента «Каропроката» - скандальная костюмно-историческая драма Алексея Учителя «Матильда», у которой за третий уик-энд на 848 киноплощадок пришлось 31,29 млн рублей, или $528 тыс. (спад - 77%). После 18 дней у «Матильды» - 505,4 млн рублей ($8.71 млн).
С шестого места стартовала анимационная мистико-приключенческая комедия «Маленький вампир» (Наше кино) совместного производства Нидерландов, Германии, Дании и Великобритании, созданная по мотивам романов-бестселлеров немецкой писательницы Ангелы Зоммер-Боденбург (15 лет назад, в 2002 году, компания «Гемини» прокатывала у нас игровую киноверсию этих произведений - германо-голландско-американский фильм «Вампиреныш» (2000) Ули Эделя с Джонатаном Липницки в главной роли). Лента Рихарда Клауса и Карстена Килериха, персонажей которой дублировали Семен Трескунов, Илья Исаев и Настасья Самбурская, демонстрировалась в форматах 2D и 3D в 1 129 кинотеатрах и за первые четыре дня положила на свой счет 25,72 млн рублей ($434 тыс.).
Сплоченный квартет новых релизов обосновался на строчках с девятой по 12-ю. Выше прочих в этой четверке оказалась поистине уникальная кинокартина - «Ван Гог. С любовью, Винсент» (Ракета Релизинг) совместного производства Великобритании и Польши. Этот анимационно-биографический фильм Дороты Кобелы и Хью Уэлчмана, посвященный великому голландскому живописцу Винсенту Ван Гогу, особенно последнему периоду его жизни, стал первой в истории кино полнометражной лентой, полностью нарисованной масляными красками на холсте, чтобы было сделано в стиле и в технике самого Ван Гога (в основу картины положены его эскизы, полотна и письма). Ценителям настоящего артхауса это кинопроизведение, удостоенное целого ряда призов и номинаций на престижных кинофестивалях (Шанхай, Аннеси и др.) пришлось по душе, и в 235 кинотеатрах картина заработала 8,17 млн рублей ($138 тыс.).
Замкнул десятку американский драматический фильм-катастрофа «Дело храбрых» (Централ Партнершип), снятый Джозефом Косински по мотивам статьи Шона Флинна «Выхода нет» в журнале GQ и рассказывающий о подразделении пожарных «Горячие головы Гранитной горы» в городе Прескотт, штат Аризона. Лента основана на реальных событиях 30 июня 2013 года, когда почти все члены этой мужественной команды погибли при борьбе с лесным огнем. В 615 кинотеатрах картина с отличным актерским ансамблем (Джош Бролин, Майлз Теллер, Джефф Бриджес, Дженнифер Коннелли, Джеймс Бэдж Дэйл, Тейлор Китч, Энди Макдауэлл, Джефф Сталтс, Алекс Расселл и др.) записала в свой актив 7,48 млн рублей ($126 тыс.).
За пределами десятки остались две комедии французских кинематографистов. На 11-й позиции - «Женись на мне, чувак» (Вольга), режиссерский дебют актера и сценариста Тарека Будали, с самим Будали и Филиппом Лашо в главных ролях. В 227 кинотеатрах фильм, напоминающий по сюжету известную комедию Денниса Дьюгана «Чак и Ларри: Пожарная свадьба» (2007) с Адамом Сэндлером и Кевином Джеймсом, собрал 6,08 млн рублей ($103 тыс.). Следом идет франко-бельгийская «Афера доктора Нока» (Megogo Distribution) - очередная киноверсия классической пьесы Жюля Ромена «Нок, или Торжество медицины», много раз подвергавшейся экранизации, начиная с 1920-х годов, особенно на телевидении. Главную роль в картине Лоррен Леви, сестры известного французского писателя Марка Леви, исполнил Омар Си, темнокожая звезда французского кино («1+1», «Самба», «Шоколад»). 270 киноплощадок принесли «Афере...» 4,86 млн рублей ($82 тыс.).
На 17-м месте - отечественный анимационный сборник «Мульт в кино. Выпуск №62: Веселые ребята!» (MVK), появившийся на экранах в субботу 11 ноября и взявший за два дня в 585 кинотеатрах 2,22 млн рублей ($38 тыс.). Двумя строчками ниже - американская психологическая драма-триллер «Ужин» (ПРОвзгляд), поставленная Ореном Муверманом по одноименному роману голландского писателя Германа Коха. Лента с участием Ричарда Гира, Лоры Линни, Стива Кугана, Ребекки Холл и Хлои Севиньи, участвовавшая в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля этого года, шла в 90 кинотеатрах и записала на свой счет 1,09 млн рублей ($18 тыс.).
Ниже прочих релизов оказались две российские картины. На 26-й позиции начала свой путь в таблице приключенческая комедия «Рок» (Централ Партнершип), созданная силами продюсерского центра «ВГИК-Дебют» и ставшая полнометражным режиссерским дебютом Ивана Шахназарова, сына Карена Шахназарова. В основу «Рока» легла одноименная короткометражка, которую Шахназаров-младший снял в 2013 году во время учебы во ВГИКе, но с другими актерами. Главное актерское трио в его первой большой работе составили Иван Ивашкин, Кирилл Фролов и Дмитрий Чеботарев. При бюджете 84 млн рублей «Рок» за первые четыре дня собрал в 182 кинотеатрах 266 тыс. рублей ($4.5 тыс.).
И наконец, с 39-й позиции стартовал российско-израильско-украинский экспериментальный анимационно-философский киноколлаж «Тетраграмматон» (Каро). Короткая (1 час 5 минут) стебная лента Клима Козинского с бюджетом $120 тыс. оказалась единственным релизом уик-энда, вышедшим в ограниченный прокат. На 16 экранов у нее пришлось 63 тыс. рублей (чуть более $1 тыс.).
Михаил Полежаев
«Кинобизнес сегодня»