В столице завершился III Московский международный фестиваль архивных фильмов
МОСКВА, Кинобизнес сегодня - 15 октября завершился III Московский международный фестиваль архивных фильмов. Обширная программа форума прошла сразу на нескольких площадках Москвы для самой широкой аудитории. В рамках 10 программ на 3 площадках было показано более 80 картин и проведено более 50 встреч с кураторами, киноведами, специалистами Госфильмофонда. Показы посетило более 3 000 зрителей. Большинство фильмов демонстрировалось с пленки в сопровождении живой музыки.
Насыщенная программа была собрана благодаря коллективной работе научных сотрудников Госфильмофонда, а именно: Ольги Деревянкиной, Тамары Шведюк, Евгения Марголита, Андрея Икко, Дарьи Горбач, Наталии Мокрушиной, Анастасии Вознесенской, Саши Терещенко, Александры Устюжаниной и Кирилла Власкина. В качестве приглашенного куратора выступил историк кино, режиссер документального кино Виктор Беляков.
В фокусе этого года оказались уникальные реставрации, кинопробы известных актеров, экспериментальное и научно-популярное кино, а также фильмы, полученные в рамках культурного обмена. Особое место в программе фестиваля заняли премьерные показы архивных находок.
Главной площадкой фестиваля стал кинотеатр Госфильмофонда «Иллюзион». Здесь прошли показы основной программы «Культурный обмен, реставрации и находки», включившие не только ленты, хранящиеся в Госфильмофонде, но и полученные от институций других стран.
Цифровая реставрация фильма «Глупые жены» (1922) Эриха фон Штрогейма была передана фестивалем немого кино в Сан-Франциско. К обнаруженной в Госфильмофонде находке «Трубадур» с участием итальянской дивы Франчески Бертини Болонская синематека предоставила два редких фрагмента с актрисой – «Моя малышка» (1916) и «Тоска» (1918). Премьера реконструированной версия фильма «Игра без риска» (1927) состоялась благодаря совместной реставрации – компания Dave Glass Productions использовала для восстановления сразу три копии, уцелевших в разных киноархивах мира, в том числе в Госфильмофонде.
Кроме того, специально к 80-летнему юбилею Госфильмофонд отреставрировал пять небольших шедевров производства 60−80-х годов: «Лучшие дни нашей жизни», «Почин», «Графика Якутии», «Госпожа Тундра» и «И взмах послушного крыла», которые были показаны в программе «Уральский киносказ. 80 лет Свердловской киностудии».
Ежегодная секция Евгения Марголита «Киностолица» в этом году, к 320-летию основания Санкт-Петербурга, представила фильмы, объединенные под знаком «Киностолица: Ленинград» и по-разному отражающие его многогранные образы.
Фильмом закрытия стал показ отреставрированной версии фильма Витторио де Сики «Шуша» (1946). На церемонии закрытия Тамара Шведюк уточнила, что в названии правильно ставить ударение на последний слог. И в переводе с неаполитанского диалекта «Шуша» – это искаженное слово от английского “shoe-shine” – чистильщики обуви. Фильм был предоставлен Болонской синематекой специально для фестиваля. Мировая премьера ранее состоялась на Каннском кинофестивале.
«В этом году это наш III Фестиваль архивных фильмов, и у нас есть своеобразные рекорды, нас посетило больше 3 тысяч зрителей. Очень приятно, что мы с каждым годом привлекаем к событию всё больше людей, надеюсь, в дальнейшем зрителей будет еще больше, а программа станет еще лучше!», - отметил Максим Сергеевич Люлечев, ВРИО Генерального директора Госфильмофонда РФ.
«Для нас, сотрудников Госфильмофонда, фестиваль стал настоящим вызовом в сфере кино! Мы все очень любим кино и постарались передать эту любовь всем нашим зрителям. Я надеюсь, что архивное кино будет в следующем году и далее – очень модным!», - добавляет руководитель штаба фестиваля, заместитель генерального директора по развитию и коммуникациям Госфильмофонда Андрей Мякотин.
«Спасибо зрителям и спасибо команде! Фестиваль делали не только научные сотрудники, но реставраторы, которые подготавливали фильмы, и отдел заказов, и производство. Весь Фонд на самом деле готовится к фестивалю, и это отдельный процесс, когда все заряжены и работают на этот фестиваль. Мы надеемся эту традицию продолжать и дальше!», - комментирует Ольга Деревянкина, программный директор III Фестиваля архивных фильмов.
Практически каждый показ фестиваля сопровождался представлением или обсуждением. В публичной программе, помимо упомянутых кураторов, приняли участие генеральный директор Итальянского Центра Культуры Сильвия Мандруццато, главный редактор киноведческой артели 1895.io Станислав Дединский, режиссер Ольга Нифонтова, психологи Екатерина Артеменко и Илья Хломов, а также зам. директора по научной работе НТЦ «Информтехника» Александр Карачёв и старший научный сотрудник Центра «Информатика и управление» Ольга Корчажкина.