Новый «Гоголь» и худший по кассе уик-энд 2018 года
Лидером проката в таких условиях стал новый отечественный триллер-ужастик «Гоголь. Вий» (Каропрокат), вторая часть сериала о детективно-мистических приключениях великого русского классика Николая Васильевича Гоголя среди разнообразной нечисти на родине писателя - в Диканьке и ее окрестностях, на Полтавщине. Напомним, что телесериал «Гоголь» с Александром Петровым в заглавной роли и Олегом Меньшиковым в образе начальника Гоголя, сыщика Гуро, создан для канала «ТВ-3», и его первая часть, «Гоголь. Начало» (2017) режиссера Егора Баранова, вышла на наши киноэкраны задолго до телепремьеры - 31 августа 2017 года, собрав за первый уик-энд для компании «Каропрокат» в 1 397 кинотеатрах 220,3 млн рублей ($3.78 млн), а в общей сложности - 455,0 млн рублей ($7.81 млн). Вторая лента, поставленная тем же режиссером, тоже захватила самую вершину чарта проката, как и ее предшественница, а ее касса за первые четыре дня немного превысила результат первого фильма: на старте у «Вия» в 1 682 кинотеатрах - 225,0 млн рублей ($3.90 млн).
Общий бюджет телесериала - 300 млн рублей, примерный бюджет каждой части - 100 млн, поэтому коммерческие показатели обеих серий можно считать очень успешными. «Гоголь. Вий» - пятая российская картина, ставшая в текущем году триумфатором проката; до нее аналогичного достижения добивались ленты «Движение вверх» (Централ Партнершип), «Селфи» (WDSSPR), «Лед» (WDSSPR) и «Я худею» (UPI), причем «Движению вверх» верхняя позиция чарта покорялась трижды, а «Льду» - дважды. Кроме того, «Гоголь. Вий» - первый релиз компании «Каропрокат» с начала года, возглавивший таблицу уик-энда.
Победитель прошлой недели, фантастико-приключенческий боевик Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» (Каро Премьер), отошел на вторую строчку, взяв за второй уик-энд в 1 542 кинотеатрах (против 1 461 неделю назад) 148,0 млн рублей, или $2.56 млн (спад - 55%). После 11 дней в копилке ленты с Таем Шериданом стало 561,3 млн рублей ($9.76 млн). Новый хит Спилберга уже намного обогнал по кассе недавнюю картину маэстро - фильм-фэнтези «Большой и добрый великан» (2016), который за все время проката записал на счет компании WDSSPR 380 млн рублей ($5.94 млн).
Со второго места на третье передвинулась анимационно-игровая комедия «Кролик Питер» (WDSSPR), которой 1 428 киноплощадок принесли за третий уик-энд 43,11 млн рублей, или $746 тыс (спад - 65%), а за 18 дней - 498,8 млн рублей ($8.71 млн). С третьей позиции на четвертую опустился фантастический боевик «Тихоокеанский рубеж-2» (UPI), за тот же третий уик-энд заработавший в 1 360 кинотеатрах 28,31 млн рублей, или $490 тыс. (спад - 72%), и увеличивший свои общие сборы до 639,6 млн рублей ($11.17 млн). Пока что сиквел продолжает отставать от первого «Тихоокеанского рубежа», который в 2013 году обеспечил компании «Каро Премьер» в общей сложности 675,6 млн рублей ($20.63 млн), однако он еще не потерял шансов догнать первую серию.
В рейтинге главных хитов нынешнего года «Тихоокеанский рубеж-2» остается на восьмой ступеньке, а блокбастер Спилберга «Первому игроку приготовиться» ворвался на девятую. Вынуждена была покинуть Топ-10 отечественная комедия «Елки новые» (Bazelevs), у которой на прокат в 2018 году пришлось 512,5 млн рублей (всего же на ее счету, учитывая 2017 год, - 910,4 млн рублей, или $15.56 млн). Таким образом, в списке лидеров проката года остались только три ленты, дебютировавшие в 2017-м: «Движение вверх» (первое место), «Джуманджи: Зов джунглей» (WDSSPR; четвертое место) и «Три богатыря и принцесса Египта» (Наше кино; шестое место). Из-за вылета «Елок» представительство российского кино в десятке лучших снизилось с пяти до четырех релизов: это «Движение вверх», «Лед», «Три богатыря и принцесса Египта» и «Я худею».
Но вернемся к чарту уик-энда. Кроме победителя, фильма «Гоголь. Вий», в первую десятку попали еще три новые картины; они заняли в ней пятую, шестую и десятую строчки. Самым успешным из этого трио оказался австралийско-американский мистический триллер-ужастик «Винчестер. Дом, который построили призраки» (Вольга) с Хелен Миррен в образе Сары Винчестер - наследницы знаменитой оружейной империи, которую мучают призраки жертв продукции этой империи. За уик-энд на 639 кинотеатров у ленты братьев Майкла и Питера Спиригов пришлось 26,93 млн рублей ($466.4 тыс.), а за пять дней (она шла со среды) - 26,94 млн рублей ($466.5 тыс.).
Ступенькой ниже стоит американский криминальный боевик «Жажда смерти» (Экспонента) - экранизация одноименного романа Брайана Гарфилда и ремейк легендарного одноименного фильма, поставленного в 1974 году Майклом Уиннером с Чарльзом Бронсоном в главной роли и положившего начало целому киносериалу, который впоследствии дополнили еще четыре сиквела (во всех снимался Бронсон). Режиссером новой киноверсии стал Илай Рот, главного героя, обычного человека по имени Пол Керси, мстящего преступникам за свою семью, сыграл ветеран жанра «экшен» следующего поколения - Брюс Уиллис. Как и в Америке, сборы свеженькой «Жажды смерти» у нас оказались весьма средними: подобно «Винчестеру», она тоже демонстрировалась со среды и в 916 кинотеатрах взяла за пять дней 27,06 млн рублей ($469 тыс.), из которых на уик-энд пришлось 26,76 млн рублей ($463 тыс.).
Замкнула первую десятку библейская драма «Мария Магдалина» (UPI) совместного производства Великобритании, США и Австралии, выпущенная в нашей стране аккурат к православной Пасхе. В 255 кинотеатрах картина Гарта Дэвиса с Руни Марой в заглавной роли и Хоакином Фениксом в образе Иисуса положила на свой счет 5,53 млн рублей ($96 тыс.). Сразу же вслед за «Марией Магдалиной», на 11-й позиции, обосновался американский ужастик «Тихое место» (Централ Партнершип), ставший третьей полнометражной режиссерской работой известного актера Джона Красински. Лента, спродюсированная Майклом Бэем, в которой супруги Эмили Блант и Джон Красински играют супругов, пытающихся скрыться от страшной опасности, стартовала за океаном с первого места, показав великолепный результат - $50 млн при бюджете $17 млн. У нас зрители тоже проявили к ней большой интерес, однако у фильма было совсем мало экранов - 63, и касса оказалась хорошей, но не выдающейся: 4,06 млн рублей, или $70 тыс.
Сплоченная группа релизов оккупировала места с 13-го по 16-е. Выше прочих в этой четверке стоит британо-американский драматический триллер «Операция «Шаровая молния» (Megogo Distribution), основанный на реальных исторических событиях - захвате арабскими и проарабски настроенными террористами в 1976 году авиалайнера компании «Эйр Франс», следовавшего из Тель-Авива в Париж, принуждении его к посадке в угандийском аэропорту Энтеббе, в логове диктатора Иди Амина, и последующей успешной операции израильских спецслужб по освобождению заложников. Любители кино знают, что по горячим следам этой нашумевшей истории были сняты три известные картины: две американские телевизионные ленты 1976 года - «Победа в Энтеббе» Марвина Дж. Чомски с Хельмутом Бергером, Керком Дугласом, Бертом Ланкастером и Элизабет Тейлор и «Налет на Энтеббе» (или «Рейд на Энтеббе») Ирвина Кершнера с Питером Финчем, Чарльзом Бронсоном и Яфетом Котто - и израильский фильм 1977 года «Операция «Йонатан» Менахема Голана с участием Клауса Кински. Главные роли в новой киноверсии, поставленной бразильцем Жозе Падильей, исполнили немецкий актер Даниэль Брюль и англичанка Розамунд Пайк. На 500 киноплощадок у «Операции «Шаровая молния» пришлось 3,26 млн рублей ($56 тыс.).
На 14-й строчке - французская детская приключенческая картина 2013 года «Белль и Себастьян» (Пионер), первая часть кинотрилогии, снятой по классическим романам актрисы и писательницы Сесиль Обри о мальчике и его собаке, экранизированным на французском телевидении еще в 1960-е годы. В 220 кинотеатрах лента Николя Ванье с участием Феликса Боссюэ и Чеки Карио, удостоенная нескольких призов и номинаций, записала в свой актив 3,16 млн рублей ($55 тыс.). Вторая часть трилогии, «Белль и Себастьян, приключение продолжается» (2015) Кристиана Дюге выйдет у того же дистрибьютора 27 июля, а третья, «Белль и Себастьян-3: Последняя глава» (2017) Кловиса Корнийака - 6 сентября нынешнего года.
15-я и 16-я позиции достались анимационным релизам. Выше в этой паре - датская «Невероятная история о гигантской груше» (Кинологистика) по книге Якоба Мартина Стрида. Картина, поставленная тремя режиссерами - Амалией Несбю-Фик, Йёргеном Лердамом и Филипом Айнстайном Липски, стала кассовым хитом у себя на родине и получила целый ряд призов и номинаций; в этом году она участвовала в специальной конкурсной программе Берлинского кинофестиваля в борьбе за «Хрустального медведя», достающегося лучшему детскому фильму, и завоевала две датские кинопремии «Роберт» - за лучший детский фильм и лучший адаптированный сценарий. В России на 380 киноплощадок у «Невероятной истории...» пришлось 3,01 млн рублей ($52 тыс.).
Ступенькой ниже стоит японская анимационная лента «Девушки и танки» (Capella Film), снятая по комиксам-манге, на основе которых уже были сделаны одноименный телевизионный мультсериал 2012-2013 годов и полнометражная анимационная картина 2015 года «Девушки и танки. Фильм». Полное название новой картины (чтобы не путать) - «Девушки и танки. Финал. Часть 1» («Девушки и танки. Финал. Часть 2» еще находится в производстве). В 309 кинотеатрах лента режиссера Цутому Мидзусимы, продолжительность которой составила всего 47 минут, положила на свой счет 2,25 млн рублей ($39 тыс.).
С 21-го места начала свой путь в чарте американская молодежная комедия «Взрослые игры» (ПРОвзгляд) с участием Зои Дойч, Кэтрин Хан и Адама Скотта. 60 киноплощадок принесли картине Макса Уинклера 1,00 млн рублей ($17 тыс.). Ну а на 27-й строчке расположился итальянский драматический триллер 2014 года «Голодные сердца» (ПилотКино), поставленный Саверио Костанцо по роману Марко Францозо «Ребенок индиго». Лента собрала неплохой урожай призов и номинаций. Так, она участвовала в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля 2014 года и получила призы (два Кубка Вольпи) за лучшую мужскую и лучшую женскую роли (их удостоились американский актер Адам Драйвер и итальянка Альба Рорвахер соответственно), а также три специальных приза. Кроме того, у «Голодных сердец» было семь номинаций на высшую итальянскую кинопремию «Давид ди Донателло»: за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий (Саверио Костанцо), лучшую женскую роль (Альба Рорвахер), лучшую операторскую работу (Фабио Чанкетти), лучшую музыку (Никола Пьовани) и лучший монтаж. За уик-энд картина заработала у нас в 60 кинотеатрах 431 тыс. рублей ($7.5 тыс.), а за пять дней (она шла со среды) - 616 тыс. рублей (около $11 тыс.).
Михаил Полежаев
«Кинобизнес сегодня»